Все новости

история студии им. М.Б.Грекова

История Студии

 

М.Б. Греков. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции. 1933 г.

Ордена Трудового красного знамени и ордена Красной Звезды Студия военных художников имени М.Б. Грекова – государственная творческая организация Министерства обороны Российской Федерации. Студия берёт своё начало 29 ноября 1934 года, когда указом К.Е. Ворошилова была организована изомастерская самодеятельного искусства в память о первом советском художнике-баталисте Митрофане Борисовиче Грекове.

Митрофан Борисович Греков, урождённый Митрофан Павлович Мартыщенко (3 июня 1882 – 29 ноября 1934), родился на хуторе Шарпаевка Яновской волости, Донского округа, Области Войска Донского в семье отставного казачьего офицера. Поначалу он занимается рисованием самостоятельно. В 1898 году Митрофан Борисович поступает в Одесское художественное училище. Его наставниками в Одесском училище были два замечательных художника – К.К. Костанди и Г.А. Ладыженский, которые поощряли работу на пленэрах, в следствие чего Греков развил любовь к рисованию с натуры. 7 июня 1903 года Греков получил аттестат об окончании училища, а также рекомендацию, позволившею без экзаменов поступить в Императорскую Академию художеств.

 

М.Б. Греков. На реке Тузлов. Новочеркасск

 В Академии Митрофан Борисович сначала попадает в мастерскую к выдающемуся русскому художнику И.Е. Репину, где к нему приходит первый успех – на академическом конкурсе эскизов его работа «Охота на лисицу» была отмечена первой премией и наградой в сто рублей. Немногие, даже самые талантливые ученики Академии, удостаивались такой чести. После ухода Репина из Академии художеств Греков перевёлся в мастерскую батальной живописи под руководством прославленного баталиста Ф.А. Рубо. Под попечительством Франца Алексеевича он изучал законы и приёмы батальной живописи, получал навыки в создании масштабных полотен, помогая Рубо в работе над панорамами «Оборона Севастополя», «Штурм хутора Ахульго», «Бородинская битва».

Диплом об окончании Академии ему вручили 1 октября 1911 года. Его дипломной работой стала картина «Волы в плугу», которую в 1912 году опубликовал самый популярный журнал России «Нива». В этом же 1911 году художник взял себе псевдоним «Греков» (один из самых старинных и прославленных казачьих родов в Войске Донском были Грековы, проживавшие в станицы Каменской – это своего рода дань истории родного степного края). Имя Митрофана Грекова стало известных в художественных кругах.

В первую мировую войну Митрофан Борисович ушёл на фронт, где получил тяжёлое ранение. После демобилизации он вернулся на родину в Донскую область, в Новочеркасск. Там Греков постепенно поправился и приступил к работе. Он рисовал с натуры и преподавал рисование в Ростовской гимназии. В ноябре 1920 года Греков добровольно вступил в ряды Красной Армии, и с тех пор вся его творческая жизнь стала связана с нею. В её рядах он прошёл весь путь прославленной Первой конной армии, не расставаясь с кистью и холстом, продолжая делать зарисовки. Художник создал цикл картин «Гражданская война». В этот цикл вошли такие полотна как «Красное знамя в Сальских степях», «В отряд к Буденному», «Разгром корпуса генерала Кржижановского», «Взятие Новочеркасска», «Тачанка», «Вступление частей Первой Конной армии в село Шаблиевку», «Удар Первой конной под Воронежем», «Бой под Егорлыкской», «Трубачи Первой конной» и многие другие.

 

М.Б. Греков. Трубачи Первой Конной. 1934 г.

В армии Греков стал одним из первых создателей народных художественных кружков. Митрофан Борисович вёл активную общественную, просветительскую и пропагандистскую работу среди бойцов. В 1925 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и организует её филиала в Новочеркасске при поддержке К.Е. Ворошилова и С.М. Будённого.

После окончания Гражданской войны М.Б. приступает к реализации давней мечты, а именно создания первой советской диорамы «Взятие Ростова». За неё он был награждён золотыми часами с надписью: «Мастеру художественного батального слова М.Б. Грекову от Первой конной армии». Масштабные полотна интересовали Грекова ещё в бытность его обучения в Академии, когда он пришёл в мастерскую к Ф.А. Рубо. Уже тогда Греков задумывался о создании «своей» панорамы. Окрылённый успехом, Греков увлекает этим видом живописи других художников, возникает бюро панорамных бригад, объединивших двадцать одного художника – семь маститых и четырнадцать молодых. А в августе 1934 года в Москве открылась выставка на которой было представлено 11 диорам, среди которых были также представлены эскизы к панораме «Взятие Перекопа». Во время работы над этой панорамой Митрофан Борисович Греков скоропостижно скончался от сердечного приступав Севастополе. К сожалению, панорама так и не была закончена – помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

М. Б. Греков сыграл огромную роль в развитии искусства молодой советской республике, став знаменосцем зарождающегося стиля – советского реализма, в основу которого легли традиции школы русского реализма.

 

Н.Н. Жуков, В.С. Климашин. Отстоим Москву. 1941 г.

Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др. В Новочеркасске был открыт Дом-музей М.Б. Грекова, а в Москве – Студия военных художников, носящая его имя, ставшая центром диорамно-панорамного искусства, свято хранящая и развивающая основы русской реалистической живописи.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Они создали множество выдающихся произведений искусства. Их историческое и художественное значение трудно переоценить — это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Творческая деятельность Студии имени М.Б. Грекова внесла значимый вклад в борьбу с врагом. Война для художников Студии стала школой профессионального мастерства и основой для будущих произведений. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину — советскому солдату.

 

Кривоногов П.А. Победа. 1948 г.

После Великой Отечественной войны в творчестве студийцев начинает развиваться диорамно-панорамное искусство, о котором всю свою жизнь мечтал Митрофан Греков. Силами студийцев были созданы такие масштабные полотна, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде, диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе, комплекс диорам на Поклонной горе: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года», «Блокада Ленинграда», «Курская битва», «Форсирование Днепра», «Штурм Берлина».

 

А.М. Самсонов, М.И. Самсонов. Диорама «Сталинградская битва. Соединение фронтов»

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах. В их творчестве военно-патриотическая, религиозно-духовная и лирическая темы представлены в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, исполненных в лучших традициях русского реалистического искусства.